АВТОЗВУК И АВТОЭЛЕКТРОНИКА
Instagram: remont_usilitelei_almaty подписывайтесь!

Всем привет :)

terminy-ponyatiya

Термины которые должен знать каждый человек при выборе Автомобильного усилителя. В дальнейшем пригодится для правильной настройки, эксплуатации и получения максимально возможного результата от вашей системы Автозвука!

Bass Boost. Функция регулирования подъема уровня баса на усилителе. Чаще всего применяется при использовании автомагнитолы бюджетного класса с низким качеством звучания и мощностью. Смысл действия заключается в увеличении громкости баса на определенной фиксированной частоте усредненное ее значение составляет 45 Гц, в бюджетных или слишком бюджетных :) усилителях я о Китайских сейчас)) - есть подобная функция она обзывается крутым словом как "SUPER BASS" имеет ступенчатую регулировка 0db/+6db/+12db в частности в усилителях TEPE V12, A/D/S, и Китайские закосы под Pioneer, Kenwood, JVC - открою Вам большой секрет там везде один и тот же состав комплектующих только эмблемки лишь разные.

Bi/Tri-amping. Свойство усилителя, которое характеризует наличие нескольких каналов для усиления по отдельности на НЧ/СЧ/ВЧ, которые принадлежат отдельной группе динамиков в одной акустической системе. Помогает динамикам правильно работать на нужных частотах устройство под названием Кроссовер он дает возможность разделить звуковой сигнал в колонке на несколько полос с разными частотами. Далее соответствующие сигналы подаются на определенные динамики. Наличие функции Bi/Tri-amping гарантирует использование нескольких каналов усиления в одной колонке. При этом каждый динамик с разным частотным диапазоном в таких системах соединяется с усилителем отдельным индивидуальным проводом, что позволяет значительно улучшить качество звука в целом.

Немного по теме. Вы знаете что колонки состоят из определенного набора динамиков, у каждого динамика четко определенно чем он должен заниматься точнее какой диапазон частот должен воспроизводить. Наибольшее распространение получили 2-х полосные и 3-х полосные акустические системы, соответственно на каждую полосу работает специализированный динамик:

НЧ - низких частот он же сабвуфер (subwoofer) воспроизводит примерно в диапазоне частот от 20 Гц до 200 Гц и отвечает за бас.

СЧ - средних частот он же мид-бас (mid-bass) воспроизводит примерно в диапазоне частот от 200 Гц до 4 кГц, отвечает за так называемый средний бас, "серединку" и вокал.

ВЧ - высоких частот он же высокочастотный динамик (tweeter) в народе называют "пищалкой" воспроизводит примерно в диапазоне частот от 2 кГц до 30 кГц, отвечает за самый верх звукового диапазона в музыке.

DSP. Цифровой процессор, функциональным заданием которого является цифровая обработка поступающих сигналов звука. Данное устройство является альтернативой использования эквалайзера и имеет стандартные фиксированные настройки для воспроизведения музыкальных жанров разных видов. Кроме того, большинство DSP гарантируют создание дополнительных звуковых эффектов (имитация звука под водой, на арене, в аудитории, в концертном зале и т.д.).

Вход высокого уровня. Разъем усилителя, который предназначается для автомагнитол без наличия линейных входов тут думаю всем все понятно как правило это штатные головные устройства ГУ или магнитолы выпущенный много лет назад. При этом подключение происходит с помощью проводов головного устройства, предназначенных для колонок, при чем от себя могу по рекомендовать подключать с отключенными динамиками от магнитолы таким способом Вы уменьшите значительно искажения слабого встроенного усилителя и не забывайте сам динамик это как генератор потому что катушка двигается в магнитном зазоре и он вносит "кашу" в эти самые провода. Главный недостаток высокоуровневых входов – повышенный уровень искажений звука. По возможности нужно избегать такого подключения, а если уж использовать то только для подключения сабвуфера, с учетом того что на низких частотах наше ухо менее восприимчиво к искажениям они маскируются там :).

Входная чувствительность. Номинальное напряжение входного звукового сигнала для усилителя мощности, требуемое для получения заявленных технических характеристик до режима перегрузки. Оптимальное значение чувствительности варьирует в диапазоне от 0.775 В до 1.8 В. При чрезмерной чувствительности, что равняется значению менее 0.5 В, процесс корректирования уровня усиления будет сложным и вполне могут быть слышны искажения или шумы в полезном сигнале. При использовании усилителя с низкой чувствительностью (более 2 В) для получения желаемого уровня воспроизведения потребуется чрезмерное увеличение уровня громкости (практически до предела) т.е на магнитоле максимум на Автомобильном усилителе гейн максимум а не качает сволочь :)).

Выходное сопротивление (Линейный выход). Числовое значение уровня выходного сопротивления, что характерно для линейного выхода. Данный выход используется при подаче звукового сигнала от усилителя к другому усилителю. Меньшее значение выходного сопротивления характеризует лучшее качество звучания и низкий уровень искажений. Оптимальное значение сопротивления для современных автомобильных усилителей составляет 1 кОм. Наверное многие из Вас видели на лицевой панели усилителя где расположены входные разъема "RCA" такие же разъемы с надписью "OUT" это вот про них и речь.

Выходное сопротивление (Фронтальные каналы). Числовое значение уровня выходного сопротивления усилителя, что характерно для фронтальных каналов. В процессе воспроизведения музыки сопротивление динамиков может изменяться, что зависит от ряда внутренних и внешних факторов (температура воздуха, частота сигнала и т.д.). В дорогих усилителях элитного класса данное сопротивление равняется значению, которое значительно меньше 1 Ома. В общем чем меньше тем лучше.

Диапазон рабочих частот. Допустимый интервал частот который усилитель мощности "умеет" воспроизводить согласно своим заявленным техническим характеристикам. Он зависит от назначения усилителя то есть в моноблоках он узко специализированный в области низких частот, в  2-х и 4-х канальниках он значительно больше в идеале должен соответствовать требованиям Hi-Fi не менее от 20 Гц до 20 кГц. Диапазон рабочих частот не должет быть меньше подаваемого автомагнитолой сигнала.

Класс усилителя. Характеристика устройства, по которой определяется его КПД (эффективность), уровень искажения звука (мощность рассеивания), линейность. Всего различают четыре основных класса они наиболее популярны в системах Автозвука: А, В, АВ, D. Каждый из них имеет собственные характеристики, у каждого класса есть свои плюсы и минусы от чего прямо пропорционально зависит спрос на усилитель и его стоимость. Проблема в том, что чем больше эффективность работы, тем больше искажение исходящего сигнала. Бытует мнение что наибольшее качество звучания достигается в классе - А но очень низкий К.П.Д всего 20-30% все остальное идет в тепло. Классная печка для зимы :). Когда выходной каскад усилителя мощности работает в чистом классе B - его ток покоя равен нулю, да безусловно это "фишка" нагрев корпуса уменьшит но зато добавит искажений которые называются "ступенька" наиболее заметны при очень маленькой громкости. Почти все Китайские усилители грешат этим, для сабвуфера еще более менее можно как-то применять, и то может саб просто сипеть что тоже слушать противно даже обычному человеку с простым не "аудиофильским" слухом, а для акустики категорически противопоказано в стоковом варианте, единственный выход "хирургическое" вмешательство то есть изучать схему и лезть туда с паяльником образно говоря, конечно нужно иметь еще и голову на плечах и извилины в ней и кое какой опыт работы. Усилителей мощности работающие в D - классе сейчас великое множество это импульсные или их еще называют цифровыми усилителями, и в концертно-студийной сфере они применяются, и в автомобильной технике за ними будущее - это преимущественно моноблоки т.е одно канальные усилители для сабавого звена. Из плюсов высокий К.П.Д до 90% и значительно меньший нагрев корпуса, но не все так просто самый главный их минус - это повышенные искажения в сравнении с АB классом. Усилители работающие в AB классе самые популярные - это что-то среднее между А и B классом, при неправильно выставленном токе покоя появляются искажения типа "ступенька" и собственно из AB он превращается в B класс со всеми их минусами. Но зато когда выбрана правильная схемотехника и она еще работает в правильных режимах звучит это лучше всех похвал, действительно СУПЕР. Большая часть всего хай-фай и хай-энд систем мировых производителей аппаратуры построена именно в АB классе поет исключительно. Усилители которые продаются на этом сайте преимущественно все работают в AB классе.

Количество каналов. Число допустимых для усиления каналов. Количество каналов может варьировать от одного до шести, в зависимости от сложности аудиосистемы и назначения усилителя. Четырех канальный усилитель – наиболее распространен среди автолюбителей. Трёхканальный усилитель имеет те же функции, что и двухканальный, является его аналогом. Усилители с 5 и 6 каналами относятся к элитному классу, имеют высокую стоимость и позволяют одновременное подключение динамиков и сабвуферов в разных вариациях, в том числе и с использованием мостового включения.

Коэффициент гармоник. Одна из характеристик усилителя, измеряемая в процентах, как соотношение общего числа дополнительных сигналов (гармоник) к числовому значению уровня звукового сигнала, который подается непосредственно автомагнитолой. Данный коэффициент характеризует величину искажений нелинейного характера, которые появляются при подключении усилителя. Характер таких искажений может быть особо агрессивным (существенное искажение тембра), посредним (мелкие хрипы) или же практически неощутимым для слушателя (ухудшение чистоты звучания). Чем меньше значение коэффициента гармоник, тем больше стоимость усилителя и выше его класс. Для усилителей бюджетного варианта характерно значение коэффициента 3-5%; среднего класса – сотые доли процента; высокого класса – тысячные доли процента.

Коэффициент гармонических искажений (КНИ, THD). Одна из технических характеристик и основных критериев выбора усилителя. Данная величина характеризует уровень искажений нелинейного характера, которые вносит усилитель в исходящий звуковой сигнал. Чем выше класс усилителя, тем меньше значение THD и, соответственно, чище и качественнее звук. К примеру, для усилителей класса D оптимальное значение параметра равняется значению 1%; для класса АВ – 0,05% и менее.

Коэффициент демпфирования (Damping Factor). Величина, которая характеризует возможность усилителю контролировать ход колебательных движений динамической системы акустики. Если простыми словами то усилок всеми силами препятствует бесконтрольному бултыханию динамика. Еще проще контроль и четкость баса. Качество воспроизведения звука прямо пропорционально зависит от значения коэффициента. Оптимальное значение коэффициента демпфирования равняется значению от 70 до 100. Для бюджетного варианта усилителей характерно значение до 20. Усилители элитного класса имеют значение величины от 200 и вплоть до 1000 и выше. При этом перед инсталляцией усилителя с высоким коэффициентом демпфирования желательно проверить материал, качество и сопротивление имеющихся кабеля и разъемов, что играет существенную роль при низком значении сопротивления устройства т.е выбирайте провода правильного сечения иначе извиняюсь дерьмовый тонкий провод все испортит неважно какой бы "крутой" усилок не был. Так что диаметр провода и его качество большую роль играет не только по питанию, но и при подключении савуфера или акустики к усилителю.

Номинальная мощность. Nominal. Техническая характеристика усилителя, которая характеризует максимально возможную долговременную мощность звукового сигнала усилителя при фиксированных параметрах (громкость, искажение, сопротивление и т.д.). Данная величина определяет диапазон качественного звучания, который прямо пропорционально зависит от нее.

Максимальная мощность. Предельная. Она же RMS. Техническая характеристика усилителя, которая характеризует значение допустимой мощности усилителя на выходе. Величина указывается в расчете на один канал при средней нагрузке 4 Ома. Значение данного параметра обычно превышает номинальную мощность в 2 раза.

Пиковая мощность. Она же PMPO. Она же "Китайские Ватты". Техническая характеристика показывающая сколько может проработать усилитель на такой мощности за 1-2 секунды или даже меньше и не выпустить "волшебный дым" т.е сгореть. При этом особой информативной ценности для покупателя данный вид мощности не имеет, так как не описывает основные музыкальные характеристики. Такую мощность никогда не получить при обычных условиях эксплуатации, потому что измерения производятся на специальных стендах в условиях лаборатории завода-изготовителя. Исходя из этого 100 раз уже говорил и еще раз скажу ориентироваться нужно только на номинальную мощность и RMS, пиковая это "понты" для 15 летних подростков по выпендриваться типа смотрите " у меня супер-пупер крутой саб мистери на 1 000 Ватт" еще и за 10 000 тенге. Посмотрите ради интереса сколько стоит только сама голова от саба на такую мощность в номинале и как она выглядит :). Сразу станет все понятно. Реальной мощности в сабах типа мистери и 5-элемент 100-200 Ватт в лучшем случае, да громко согласен, но это не 1000 ватт)) что написано большими буквами на самом видном месте.

Моноблок. Один из видов усилителей, такой усилитель состоит только из одного канала от слова "моно" что значит один. По режиму работы оконечного каскада моноблоки бывают АВ класса и D класса - это самые популярные, еще есть Т класс может другие какие еще бывают но они очень редки и практически не применяются. Некоторые моноблоки АB класса могут работать в полную полосу частот "FULL" т.е можно подключить и акустику теоретически, но самое главное и правильное решение использовать моноблок для подключения сабвуфера. Для моноблока работающего в АВ классе оптимальная комфортная нагрузка составляет 4 Ом и ниже 2 Ом подключать не рекомендуется. D класс спокойно работает в 2 Ома и в 1 Ом, а некоторые даже и в 0,5 Ом.

Мостовой режим (Bridge mode). Способ подключения сабвуфера (чаще) или акустики (реже) к усилителю. Использование мостового режима позволяет увеличить мощность усилителя в идеале до 3 раз, но такой прирост мощности далеко не каждый усилитель сможет обеспечить, как правило в большинстве случаев увеличение реальной мощности составляет примерно 2-2,5 раза больше от той, что усилитель развивает на один канал. Увеличению мощности способствует объединение двух каналов в один. Большинство современных усилителей поддерживают возможность мостового включения. Недостаток данного режима – повышенный уровень искажений, а также ухудшение демпфирования (за счет соединения сопротивлений нескольких устройств).

Отношение сигнал/шум (S/N ratio). Параметр, определяющий насколько уровень воспроизводимого сигнала выше фонового шума усилителя на выходе. Лучше всего шум прослушивается на большой громкости в виде искажений звука, шипении, потере качества звучания. Чем меньше числовое значение шума, тем выше значение коэффициента сигнал/шум, и чище звук. Значение коэффициента усилителей бюджетного класса D составляет 60-80 дБ, среднего класса – 80-100 дБ, Hi-end класса – более 100 дБ.

Переходное затухание. Характеристика каналов усилителя, которая показывает уровень защиты от взаимопроникновения их звуковых сигналов. Оптимальное значение параметра для двухканальной системы составляет 40-45 дБ. При этом гарантируется хорошее качество звука стерео системы. При меньшем значении величины звук получается не чистым, частично смазанным. При использовании усилителя с 3 и более каналами значение переходного затухания для получения объемного звука должны быть не менее 60 дБ.

Позолоченные разъемы. Золотое покрытие на разъемах усилителя. Такое покрытие дает возможность получить наиболее качественное звучание и соединение за счет низкого сопротивления золота, его стойкости к коррозии и окислительным процессам. При этом важно учитывать соответствие между покрытиями разъемов усилителя и подключаемого кабеля, чтобы звучание не ухудшилось со временем.

Радиатор охлаждения. Компонент усилителя, который используется с целью предотвращения перегревания устройства и преждевременного его выхода из строя. Чаще всего используется радиатор конвекционного типа, который устанавливается снаружи и рассевает лишнее тепло. Такое устройство нельзя накрывать, так как это может ухудшить процесс циркуляции воздуха.

Разъемы усилителя. Стандартные электрические соединители (вход/выход), которые предназначены для подключения дополнительных внешних устройств к усилителю (сабвуфер, ресиверы, другой усилитель и т.д.) или соединения устройств между собой с помощью проводников. Разъемы усилителя имеют простое строение и конструктивно состоят из штекера и соответствующего ему гнезда.

Тонкомпенсация. Возможность корректирования уровня тембра усилителя. Требование коррекции подобного рода возникает при прослушивании музыки на низкой громкости, так как при этом уменьшается возможность восприятия человеком высоко- и низкочастотных сигналов. Данная функция позволяет компенсировать недостаток громкости для качественного звучания, адаптировав уровень и качество звука под особенности восприятия звуковых частот человеком.

Усилитель класса А. Усилители, позволяющие получить наивысшее качество звучания при минимальном уровне искажения. Используется в дорогих акустических системах элитного класса. Главный недостаток данного класса усилителей – низкий КПД (20-25%), потеря мощности сигнала. На практике встречается довольно редко, что объясняется дороговизной и средними техническими характеристиками.

Усилитель класса B. Усилители, для которых характерна средняя эффективность мощности, но повышенный уровень искажений. В связи с особенностью режима работы выходного каскада в таких усилителях сигнал на выходе "грязноват" и обладает плохой «детальностью» воспроизводимого сигнала, данный класс усилителей не часто используется в Автомобильной акустике при построении стерео системы.

Усилитель класса AВ. Наиболее распространен и востребован среди классов усилителей. Он характеризуется отличным качеством звучания, достаточной мощностью сигнала, чистым звуком (низкий уровень искажений), а его КПД составляет 45-50%. Для данного класса характерна средняя стоимость и большие размеры усилителя. Кто ценит качество, а не "дурную" мощность берите хорошие усилители "старой школы" не пожалеете.

Усилитель класса D. Усилители, которые используются для обработки цифровых сигналов. Имеют компактные размеры и высокую мощность, но качество звучания в некоторых моделях оставляет конечно желать лучшего. Но время идет все меняется и значительные успехи в этом направлении есть. КПД усилителя данного класса - наивысший, и составляет 90-95% (приближается к 100%). Для усилителей класса D не характерно сильное нагревание такое как в АВ классе или тем более в А классе. В наше время не смотря на недостатки тем не менее пользуются  популярностью у автолюбителей. Если сравнивать с аналоговым АВ классом то, тут такая же дилемма как и между транзисторным и ламповым звуком, "на вкус и цвет все фломастеры разные", поклонники есть у всех классов усилителей.

Фильтр высоких частот  (ФВЧ, HPF, High-pass filter). Компонент усилителя, который предназначен для пропуска определенного частотного диапазона, который превышает частоту среза. В точности пропускает все частоты выше установленной на специальном регуляторе расположенном на боковой или верхней стороне усилителя с надписью HPF. Чтобы было еще понятнее приведу простой пример. Допустим Вы установили частоту среза 100 Гц значит Ваш усилитель будет воспроизводить все что выше 100 Гц, а все что ниже будет срезать. Надеюсь теперь понятно :). Применяется в случае использования динамиков фронтального и тылового оформления. В стерео системе с наличием Автомобильного сабвуфера частоту среза нужно устанавливать в пределах от 80 Гц до 150 Гц. В системах без наличия сабвуфера значение частоты среза нужно устанавливать в пределах 50-60 Гц. Опять же цифры цифрами нужно слушать на конкретно взятой системе. "Фишка" используется для того, чтобы исключить возможность проигрывать звуки низких частот динамиками, что без наличия ФВЧ может привести к искажению звука и механическому повреждению колонок. Иными словами чтобы то, что должен играть саб не играли фронтальные динамики, а то это будет последняя в их жизни музыка. вобщем Вы поняли :) теперь Вы знаете что да как.

Фильтр низких частот (ФНЧ, LPF, Low pass filter). Компонент усилителя, который дает возможность пропускать частотный диапазон звуковых сигналов, которые ниже частоты среза. В точности все наоборот с ФВЧ пропускает все что ниже установленного предела, а все что выше срезает. Он обязателен для усилителя, к которому подключается сабвуфер. Обозначает верхнюю границу частот, воспроизводимых сабвуфером, и отделяет низкие частоты, воспроизводимые сабвуфером, от высоких (средних) частот динамика. Оптимальное значение частоты среза для ФНЧ составляет от 80 до 150Гц Но не в коем случае не выше, сабвуфер не должен петь голосом для этого есть акустика. У многих людей настроено не правильно не знаю чем они руководствуются, но все "крутилки" на максимум выкручивают :).

Фильтр инфранизких частот (Subsonic). Компонент усилителя, дающий возможность уменьшить нагрузку на динамики и избежать механических повреждения сабвуфера, отсекая частотный диапазон ниже 20 Гц (сабвуфер) или ниже 50 Гц (широкополосный динамик). Вобщем достаточно в широких пределах можно все подстроить под конкретно взятый динамик сабвуфера для максимально приятного и безопасного звука без повреждения головы саба. Ухо то наше все равно ниже 20 Гц не слышит по природе, у некоторых людей то и 30 Гц наверное не слышит)), так что берегите свои сабы), уши), настраивайте все правильно или максимально возможно правильно).

Читайте также:

Теория

Всем привет :) Важными элементами автомобильных усилителей являются кроссоверы и регулировки. Для чего они используются и что собой представляют, мы рассмотрим в данной статье. Чтобы сразу все...

Разное

Миф 1. "Моя магнитола выдает 200 Вт т.е 4х50 Вт" В основе заблуждения – смешение понятий номинальной и максимальной мощности. Производители аудиоаппаратуры (причем не только автомобильной) любят...

Теория

Всем привет :) Не буду Вас сильно грузить техническими понятиями и терминами напишу обобщенную полезную информацию из интернета + знания из личного опыта. Итак, поехали. У кого есть сабвуфер в...

Акустика

Всем привет! В этом рейтинге автоакустики мы рассмотрим 10 популярных моделей, познакомимся с их техническими характеристиками, оценим достоинства и недостатки ну и конечно же изучим несколько...

Установка и подключение

Здравствуйте! Ранее я уже рассказывал вам немного о сабвуферах: Что такое сабвуфер и для чего он нужен В чем отличие активного сабвуфера от пассивного Как подключить...

Акустика

Заканчивается март, солнышко «лезет всё выше и выше», а значит настала пора рассмотреть последнюю четвёртую новинку от FaitalPRO 12FE300. Итак что мы имеем? 12 дюймовый динамик с катушкой 2...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

https://avtousilok.kz | 2020-07-02 19:43:44 | | Теория | https://avtousilok.kz/images/stories/logo-avtousilok-kz.png |
Основные термины и понятия в автомобильных усилителях звука и в автозвуке | AVTOUSILOK | Термины, автозвук в Алматы, автомобильный усилитель, автомобильный сабвуфер, 4 канальный