Чем отличается активный сабвуфер от пассивного?
- Информация о материале
- Просмотров: 692
Привет, друзья!
Ранее, я уже рассказывал что такое сабвуфер и для чего он нужен если Вы не в курсе обязательно ознакомьтесь пройдя по ссылке, перед тем как читать эту статью, ну а мы движемся дальше.
Тема этой статьи: В чем отличие активного сабвуфера от пассивного?
По традиции постараюсь рассказать простыми словами что-бы всем все было понятно. Конечно же подробно рассмотрим все достоинства и недостатки каждого типа.
Когда Вы решили создавать с нуля или же улучшить имеющуюся звуковую систему в своей машине достаточно важным моментом при этом является выбор сабвуфера. На сегодняшний день на рынке имеются множество моделей, но в этой статье я не буду затрагивать какие-то конкретные фирмы потому что это тема отдельной статьи.
Что значит пассивный сабвуфер?
Пассивный сабвуфер – это один или несколько низкочастотных динамиков, которые помещены в корпус из дерева, фанеры или МДФ.
Для нормальной работы такого сабвуфера требуется обязательное использование внешнего усилителя, и разделительного фильтра звука, который оставит от широкого спектра звукового сигнала только низкие частоты. Как правило такой фильтр уже входит в функции самого внешнего усилителя и называется он там LPF - Low Pass Filter что на русский язык переводится как фильтр низких частот.
Коротко поясню, для чего нужен этот фильтр? Дело в том что сабвуфер как и любой другой динамик должен воспроизводить только определенный участок звукового диапазона, например саб не должен петь голосом это вполне логично - для этого существует акустика в народе колонки, которые обычно располагаются в дверях или на задней полке. Рекомендуемое значение настройки LPF для использования с сабвуфером от 30 Гц до 50 Гц. Ниже 20 Гц опускаться не нужно потому что человеческий слух не в силах такое услышать это нижняя граница порога слышимости, а выше 50 Гц не нужно потому что появятся всякие призвуки, сиплость, и другие артефакты которые испортят общее впечатление о звуковой системе.
Несколько слов о внешнем усилителе. Идеальное решение это использование - моноблока. Моноблок - это одно канальный усилитель, то есть только один канал усиления. Рекомендуется выбирать моноблок с запасом по мощности для того чтобы было меньше искажений и меньший нагрев при работе. Главное достоинство моноблоков D-класса это высокий КПД свыше 90%.
Для тех, кто хочет произвести впечатление на улице или же поучаствовать в соревнованих по автозвуку в направлении SPL необходимо выбирать именно мощный моноблок D-класса.
Для тех, кто ставит акцент на качестве звука при умеренной громкости нужно выбирать моноблок АВ-класса например DLS ну и конечно же другие фирмы. Имейте ввиду, что моноблоки АВ-класса имеют меньший КПД около 50-60%, греются они сильнее чем усилители D-класса.
Ни в коем случае не утверждаю что тот или иной класс усилителя лучше другого, просто под каждую конкретную задачу необходимо выбирать автомобильный усилитель.
От себя лично рекомендую в качестве универсального решения использование моноблока D-класса. Номинальной мощностью от 300 Вт RMS в 4 Ома. Но опять же повторюсь все зависит от конкретной поставленной задачи.
Пример пассивного сабвуфера Вы можете наблюдать на картинке:
Что значит активный сабвуфер?
Активный сабвуфер – акустическая система, в которой есть встроенный усилитель, разделительный фильтр и, разумеется, один или несколько динамиков. Эта система гораздно проще в подключении и настройке, и по распространенному мнению звучит несколько лучше пассивного сабвуфера. Но как показывает практика, все зависит от общей настройки акустической системы.
Таким образом, активный сабвуфер является мобильным сочетанием нескольких устройств, которые можно встретить и по отдельности. У активного сабвуфера есть линейные входы и выходы, а также функция регулировки уровня сигнала и частоты разделения LPF. Как правило, хороший активный сабвуфер значительным образом расширяет динамический диапазон акустической системы, что, разумеется, благотворно отразится на качестве музыки в целом.
Пример активного сабвуфера Вы можете наблюдать на картинке:
Сравнение пассивного и активного сабвуферов:
Для того, чтобы понять, какой сабвуфер лучше, пассивный или активный, давайте сравним основные показатели, на которые, так или иначе, обращают внимание все владельцы автомобилей:
- Стоимость – дороже стоят активные сабвуферы, что неудивительно ведь в них намного больше дорогостоящей электроники;
- Удобство в установке – поскольку для пассивных сабвуферов необходим внешний усилитель, фильтр частот и т.п., они несколько сложнее в установке. Кроме того, активные системы уже имеют встроенный усилитель, и это позволяет серьезно сэкономить место;
- Качество звука – казалось бы, очевидно, что активный сабвуфер должен звучать лучше, на самом деле все обстоит несколько сложнее. Ведь для того, чтобы акустическая система хорошо звучала, её необходимо правильно настроить. И как показывает практика, качественно настроенный пассивный сабвуфер может звучать лучше активного;
- Удобство настройки – с одной стороны у активных сабвуферов больше возможностей по настройке, однако при наличии хорошего внешнего усилителя – это преимущество сходит на нет.
- Активный сабвуфер с его стандартными настройками в среднем лучше подходит для тяжелой или танцевальной и ритмичной музыки, поскольку он лучше передает низкие частоты и имеет более гибкие настройки и регулировки (кроме тех случаев, когда используется дорогая акустическая система и очень качественный пассивный сабвуфер).
Преимущества и недостатки пассивных сабвуферов:
Как уже было сказано, пассивный сабвуфер это, по сути, просто колонка, оснащенная специальным динамиком, подчеркивающим низкие частоты. Соответственно такой элемент акустической системы будет стоить сравнительно недорого. Но это далеко не единственное достоинство пассивных сабвуферов. С их помощью можно собрать систему, в которой все компоненты будут максимально удовлетворять вашим представлениям о правильном звуке. Ведь для того, чтобы получить оптимальное звучание необходимо собрать комплект из подходящего усилителя, необходимых фильтров частот, и комплекта динамиков в подходящих корпусах.
Также достаточно важными моментом является то, что в отличие от активных, пассивные сабвуферы используют разные типы корпусов, а именно стандартные коробки, фазоинверторы, бандпасс. В активных системах возможности по использованию разных типов корпусов затрудняется необходимостью размещать в них дополнительную электронику.
Систему с пассивным сабвуфером вполне можно настроить так, что она будет звучать лучше системы с активным сабвуфером, но это весьма кропотливый и тонкий процесс. В этом плане активный сабвуфер куда удобнее, потому что его куда быстрее и проще настроить, но многие ценители хорошего звука предпочитают не жалеть времени и сил на настройку пассивных систем.
При максимально точной и качественной настройке система с пассивным сабвуфером, как правило, дает более объемное и плотное звучание, чем система с активным сабвуфером.
Преимущества и недостатки активных сабвуферов:
Разумеется, основным достоинством сабвуферов активного типа является то, что в одном корпусе объединяется динамик, усилитель и фильтр. Это позволяет максимально просто подключать их к автомагнитолам, и обеспечивает определенное качество звучание при минимуме настроек.
К сожалению, в этом и кроется их основной недостаток. Из-за необходимости поместить в одном корпусе и динамик и электронику, приходится идти на определенные компромиссы. В частности это касается недостаточно мощных усилителей, что естественно сказывается на мощности, звуковом давлении и отзывчивости системы. Разумеется, существуют модели, в которых все комплектующие позволяют получить максимально качественный звук. Но, к сожалению, их стоимость достаточно велика.
Для того чтобы снизить стоимость активных сабвуферов производители достаточно часто стараются максимально удешевить комплектующие, что делает звучание большинства из них несколько грубоватым. Также это сказывается на их надежности.
Отдельно стоит упомянуть мощность сабвуферов активного типа. Дело в том, что для обеспечения продаж, фирмы-изготовители часто привлекают своих потенциальных покупателей сочетанием малых габаритов и большой мощности. Каждый из нас думаю видел на корпусе цифры в тысячи Ватт. Но на самом деле, действительно хорошее звучание с мощным усилителем невозможно без динамика соответствующего размера, а именно 10, 12 и более дюймов. К слову для профессиональных целей применяют пассивный сабвуфер (-ы) размером минимум 12 дюймов, в большинстве своем это 15 и 18 дюймовый сабвувер. Просто для подвзвучки вполне будет достаточно и 12 дюймового саба.
Что лучше выбрать владельцу автомобиля?
Отличия активного сабвуфера от пассивного вполне очевидны, и основываясь на них владельцы автомобилей делают свой выбор в пользу того или иного варианта.
Люди, которые хотят несколько улучшить установленную акустическую систему, как правило, приобретают недорогие и компактные модели активных сабвуферов. Они достаточно просты в установке, однако стоит понимать, что в компактном корпусе не получится разместить действительно мощный усилитель высокого класса. Соответственно такой сабвуфер несколько улучшит звук, но не даст действительно мощного и пробивного баса.
Если владелец автомобиля разочаровался в звуке активного сабвуфера, а срок для возврата истек, то естественно возникает вопрос – «можно ли из активного сабвуфера сделать пассивный?». Разумеется, на практике такое возможно, однако стоит понимать один простой момент. В большинстве активных систем динамик несколько хуже в сравнении с пассивными сабвуферами.
Также, перед тем как выбирать сабвуфер имеет смысл проверить, есть ли в вашей магнитоле встроенный усилитель. Сегодня немало автомобилей изначально комплектуется не только автомагнитолой, но и усилительной аппаратурой. В таком случае нет особого смысла приобретать активный сабвуфер, разве что Вы хотите получить очень мощный звук, на мощности от 250 Ватт и более.
Достаточно важным моментом является то, что в активных сабвуферах имеются заводские настройки, которые рассчитаны на наиболее популярные стили, в частности различную танцевальную музыку и т.п. Поэтому если вы считаете себя гурманом звука, то их может оказаться недостаточно.
Подведем итоги:
Для того чтобы четко понять, какой сабвуфер выбрать – активный или пассивный, необходимо четко сформулировать свои требования к акустической системе автомобиля. В частности нужно определить следующие параметры:
- Наличие в магнитоле встроенного усилителя нужной мощности;
- Свободное место в машине для размещения сабвуфера;
- Планируемый бюджет;
- Свободное время, которое Вы готовы потратить на настройку акустической системы;
- Требования к звучанию акустической системы автомобиля (хотите добавить немного басов, или планируете участвовать в соревнованиях по автозвуку).
Как видите выбрать то, какого типа сабвуфер вам подходит лучше, далеко не так просто, как кажется. Ведь помимо приведенных факторов, влияющих на выбор модели, многое зависит от музыкальных предпочтений и т.п.
Это все, что я хотел рассказать в рамках статьи по различиям между пассивными и активными сабвуферами, надеюсь теперь Вам многое стало понятно. Если у вас появились вопросы Вы можете задать их в комментариях ниже.
P/S: Материал частично взят из интернета находящийся в свободном доступе.