Всем привет :)
Продолжаем говорить о автозвуке и все что с ним связано. В этой статье как Вы догадались из заголовка речь пойдет о том, как подключить сабвуфер в машине он же саб, он же буфер, он же буфак и тд довольно таки известный персонаж :)) в мире автозвука, он же приносит радость вашим соседям, он же раздувает волосы и не только)) девушкам делая крутой Hair trick, делает массаж, качает машину и много чего еще делает, вобщем все о нем - подключение автомобильного сабвуфера. Данный материал прежде всего ориентирован на начинающих меломанов или кто в этом не соображает ну вообще никак бывает и такое)) ничего страшного, никого обидеть не хочу наиборот :)) пардон наоборот) постараюсь рассказать Вам подробно "на пальцах" и в деталях последовательность действий, при подключении, эксплуатации и настройки сабвуфера в авто. Ну все поехали:))
Итак, давайте выясним прежде всего, какие бывают разновидности авто сабвуферов:
1) Активный сабвуфер. Что за зверь такой?!)) Это автомобильный сабвуфер в котором усилитель уже встроен, обычно усь расположен на боковой или тыльной (задней)) стенке саба. Опознать по внешнему виду его можно по ребристому радиатору и "крутилкам" т.е различными настройками и клеммами для подключение проводов. Ну в кратце вот так... думаю всем понятно. Это всем известный 5-элемент, все бас бочки, и много много других сабов под разными названиями братья Китайцы в этом плане лучше всех не устают придумывать "крутые" бренды.
Примеры активных сабвуферов, как они выглядят смотрим на картинках ниже:
2) Пассивный сабвуфер. Это такой авто сабвуфер который состоит только из короба и самого динамика она же в народе "голова" и клеммы для подключения усилителя и все! В пассивном нет встроенного усилителя - поэтому он и называется пассивный. Для подключения и эксплуатации такого вида сабвуфера нужен внешний усилитель моноблок - это в идеальном варианте, чуть хуже можно использовать 2-х или 4-х канальный усилитель по мостовой схеме наиболее распространенный вариант среди новичков потому как дает приемлемое качество звучания за небольшие деньги. Профессионалы используют моноблок (1 канальный усилитель) или несколько моноблоков объединяя их в мост для более мощного звука в авто.
Примеры пассивных сабвуферов, как они выглядят смотрим на картинках ниже:
Ну чтож )) какие сабвуферы для авто по типу бывают разобрались, надеюсь на данном этапе всем все понятно пока :)) приступим к подключению.
Подключение активного автомобильного сабвуфера.
Самое первое что хочу сказать - это соблюдайте технику безопасности, берегите себя и свое авто которое сгорает ни дай бог никому дотла за считанные минуты при возникновении короткого замыкания или халатного обращения. Все подключения производите с отключенными проводами от аккумулятора по крайне мере плюсовой провод обычно он обозначен красным цветом обязательно отцепите от акума если он у Вас подключен. Теперь о не менее важном - это кабели для подключения. В разделе "База знаний" на своем сайте я много раз писал про этот момент, используйте только качественные с хорошим сечением кабели от этого напрямую зависит результат. Если Вы купите хороший сабвуфер но подключите тонюсенькими проводами саб - будет "пердеть" он просто не будет давать басов, объясняется это чудовищными просадками по питанию, просаживается питание борт сети машины с нормальных 14 Вольт до 8-9 Вольт по первичке, на вторичке преобразователя усилителя тоже просадки соответственно теряется мощность и качество.
Вывод: хотите качественный бас в своем Авто обеспечьте его хорошим питанием на самом деле сечение кабелей - это действительно самое важное при правильном подключении усилителя, ну все вобщем Вы поняли что я хочу донести до всех кто задался вопросом самостоятельно подключить сабвуфер.
На усилителе активного авто сабвуфера Вы увидите следующее, что за что отвечает написано ниже:
1) "+" Сюда подключаем кабель который идет от плюса аккумулятора через общий предохранитель провод обычно красного цвета так удобнее ориентироваться.
2) "GND" Сюда подключаем черного цвета провод от минусовой клеммы аккумулятора, черный цвет кабеля желательно но совсем не обязательно, главное чтобы Вы потом сами не запутались)
3) "REM" - Управление включением усилителя этот провод нужно подключить к магнитоле к проводу с таким же названием, при включении магнитолы в этой цепи будет +12В. В крайнем случае к замку зажигания, помните усилитель круглосуточно не должен работать, Вы же не работаете :)? Вот и он хочет отдыхать иногда :)
4) "RCA" - Входные разъемы для подключения линейного выхода с магнитолы, по этим кабелям идет непосредственно музыка, в точности звуковой сигнал. На время проверки можно подключить специальный кабель с миниджеком и вместо магнитолы можно спокойно подключить сотовый телефон, планшет и тд.
5) "Высокоуровневые входа" - Очень полезная функция у кого штатный магнитофон без "колокольчиков" "тюльпанов" вообщем именно те провода по которым идет звук. Соответственно сигнал можно взять от акустической системы автомобиля в народе колонок и подать сигнал на входа высокого уровня. Сам высокоуровневый вход состоит из резистивного делителя которые ослабевает сигнал до нужного уровня чтобы предотвратить перегрузку усилителя.
Следует отметить что в приоритете ЖЕЛАТЕЛЬНО подключать по RCA то есть через "колокольчики" качество звука значительно выше и очень даже значительно, только в крайнем случае использовать входа В.У или специальную "примочку" за пару тыщ тенге которая подключается к колонкам и с нее выходят "колокольчики", к тому же она иногда дымится и плавится ((.
Схема подключения сабвуфера в машине примерно должна выглядеть так:
При правильном подключении сабвуфера должен светится светодиод "power on" обычно он зеленого цвета свечения, красного цвета светится когда у усилителя что то "болит" он сидит в защите и его необходимо "лечить", так-же красный светодиод загорается при перегреве, при коротком замыкании в нагрузке и как следствие выхода из строя активных элементов усилителя.
Легко проверить авто сабвуфер рабочий/или нет без магнитолы или же в домашних условиях можно включив его по выше приведенной схеме только соединив перемычкой "REM" и "+12В" вместе. И конечно же не аккумулятор в дом тащить)) можно использовать более-менее подходящий блок питания с напряжением 12-14 Вольт и током 5-10 ампер это чтобы послушать по тихоньку хватит)) Далее подключив в качестве нагрузки динамическую головку которую не жалко)) или сабвуфер и подав звук на "тюльпаны" они же "колокольчики" все должно играть петь и радоваться))
Но есть одно но!!! Если усилитель не рабочий на выходе может присутствовать некий уровень постоянного напряжения который спалит Ваш динамик, прям дым пойдет да ужасно :)) так что все делаете на свой страх и риск Avtousilok.kz за испорченную технику ответственности не несет, лучше доверьте проверку мастеру. В случае если у Вас есть тестер и Вы еще и им пользоваться умеете то думаю дальше не нужно ничего говорить я уверен Вы и без меня знаете что можно померить напругу на выходе, и только потом подключать саб - все просто на самом деле, а кто не умеет учитесь работать с приборами в жизни пригодится тот же аккумулятор измерить тем более простой тестер стоит не так дорого буквально пару тыщ тенге))
Подключение пассивного автомобильного сабвуфера.
1) Для подключения пассивного сабвуфера необходим внешний усилитель. Сабвуферы бывают с одной или двумя звуковыми катушками, соответственно если саб имеет к примеру две катушки 2+2 Ом соединив последовательно получим 4 Ома подключаем к усилителю по мостовой схеме. Еще вариант саб с катушками 4+4 Ома можно соединить последовательно получится 8 Ом и также подцепить мостом. Усилителей работающих мостом в 2 Ома очень мало на нашей планете, а людей портящих усилители очень много, кто так соединяет это насилие усилителя и потеря в качестве звука в лучшем случае, в худшем выход из строя аппарата. Чем выше сопротивление сабвуфера тем больше контроль баса (еще отвечает за это демпинг фактор усилителя) и выше качество звука.
Для низкоомных сабвуферов при соединении звуковых катушек когда в итоге получается 1 Ом или 2 Ом - обязательно необходимо использовать мощный моноблок D-класса! В большинстве случаев усилители работающие в AB-классе не предназначены для работы с низкоомной нагрузкой!
Все, на этом говорить пока заканчиваю :) смотрите на ниже приведенной картинке, посмотрев которую Вам станет все понятно и в голове уложится все по "полочкам" разъемы RCA с магнитолы на ней не показаны уверен и так догадаетесь. В качестве наглядного пособия использован 2-х канальный усилитель MYSTERY MR2.75 подключен по мостовой схеме, в 4-х канальниках все подключается аналогично как видите ничего сложного :)
Настройка сабвуфера.
Очень важно! Перед самым первым включением установите ручки "Gain" или "Level" что одно и тоже, в крайнее левое положение тем самым задав минимальную громкость звука.
Новый сабвуфер или колонки нельзя сразу включать на максимум это касается абсолютно любых типов звуковых головок, необходимо хотя-бы пару недель, а лучше более длительный период времени по ездить слушая музыку меньше чем в половину от максимальной громкости.
Это нужно для размятия подвеса и проработки диффузора потому как новый динамик всегда очень жесткий, а посему спалить катушку - это как нефиг делать, будет дым и выброс на помойку! Данная операция называется "прогрев" саба или колонок применима к обоим, более подробно можете почитать в интернете. После того как Вы по ездили и прогрели свой саб он стал у Вас уже более мягким и улучшилось качество звука приступаем к более тщательной настройке. На мой взгляд правильная настройка заключается в следующем: подаем звук от магнитолы преимущество почти на максимуме, но не доводя до искажений местную акустику то есть, тот уровень выше которого Вы не будете включать, настраивайте желаемый уровень громкости на сабвуфере важный момент чтобы саб не переигрывал, а именно подчеркивал и идеально согласовывался в целом со всей аудио системой вашего автомобиля. Именно тогда Вы получите то самое мягкое, приятное, мелодично-красивое звучание! Ручку L.P.F активный фильтр кроссовер совсем не обязательно выкручивать в крайнее правое положение достаточно выставить не более 80-100 Гц сабвуфер не должен петь голосом для этого предназначены колонки. А у нас как не опытный народ то делает? правильно:)) все выкручивают на максимум и думают так и надо)) Если присутствует регулировка "Bass boost" тут все индивидуально по вкусу так сказать, главное не доводите саб до чрезмерных искажений - иначе он испустит "волшебный дым" и перестанет работать. Еще хуже если усилитель не тянет саб на клипе (перегрузке) когда усилитель фактически вместо чистого синусоидального сигнала на выход выдает прямоугольные импульсы тем самым разогревает звуковую катушку и "тупо" палит ее имейте это ввиду, все должно быть в меру, просто не перегружайте технику и будет гуд! или даже супер гуд :)
Пару слов о накопителе. Если он у Вас есть /или есть возможность приобрести используйте кое какая польза от него есть для машины, более подробно это устройство рассказано в статье "Накопитель для сабвуфера, мифы и реальность!" в разделе "База знаний" кто еще не читал советую ознакомиться.
С Уважением Иван, Avtousilok.kz Желаю Всем начинающим и не только правильных инсталляций сабвуферов и отличного баса в своем авто! Впереди много всего интересного в разделе "База знаний"